30.07.03 — Новая акустическая система Dance Stack
Тони Эндрюс занимается изготовлением громкоговорителей на протяжении многих лет. Один из истинных пионеров в области концертного и клубного звука он впервые потряс мир про-аудио, когда основал вместе с Джоном Ньюшемом компанию Turbosound в середине 70-х. После создания нескольких принципиально новых (и часто, становившихся «источником вдохновения» для многочисленных подражателей) концертных акустических систем, Эндрюс и Ньюшем пришли к созданию новой компании – Funktion One в 1992 году. Сегодня Тони Эндрюс продолжает поход в поисках совершенного громкоговорителя. Возглавляемая им Funktion One заработала завидную репутацию фирмы эти громкоговорители, стал суперклуб Maze в Майами-бич (США). Как посетители, так и владельцы клуба не устают восхищаться системой. «Просто поразительно, как много отзывов мы слышим каждый вечер от людей, — говорит Стейси Гэлловур, — одна из совладельцев клуба. – Это самая важная инвестиция с момента открытия нашего клуба». Нет сомнений, Тони Эндрюс — эксперт в своем деле. Dance Stack олицетворяет собой десятилетия успешных разработок в области акустических систем. Однако в чем секрет потрясающего звучания? Чтобы разобраться в этом, мы решили расспросить Эндрюса относительно Dance Stack’a, Funktion One и текущего положения дел в области систем звукоусиления ночных клубов.
Что вдохновляло Вас при создании Dance Stack’a?
Если попытаться выстроить логическую цепочку, то она будет выглядеть примерно так. Моя любовь к танцевальной музыке восходит к оригинальной версии “Papa’s Got a Brand New Bag”, так что, можно сказать, что я пропитан танцевальной культурой. В особенности это относится к музыкальным темам, которые оказывают позитивное влияние на вибрации души слушателей, при условии достаточного количества акустической энергии. Вопреки нашей традиционной близости к концертному сообществу, именно танцевальный мир первым по достоинству оценил нашу новую технологию. Чувствуя этот энтузиазм, мы направили наши усилия на то, чтобы, используя нашу технологию, найти формулу акустической системы, которая будет понята и принята этим миром.
Когда же начались работы по созданию системы?
Лет 30 назад. Я говорю вполне серьезно, хотя проект под названием Dance Stack был «сформулирован» в марте 2002. В тот момент только-только появился на свет наш Infrabass 218, кроме того танцующей публике понравилась 15-дюймовая секция, отвечающая за НЧ диапазон в акустической системе Resolution 9, разработанной нами для проекта Millenium Dome. Мы создали 10-дюймовую версию нашего 8-дюймового среднечастотного Axhead’а, чтобы получить более плотную, «ударную» середину. Для помощи в разработке концепции и оценки прототипов мы пригласили Дэна Агна и Дина Макнафтона из Sound Investment, людей, известных своим энтузиазмом и глубоким знанием клубного звука в США. Затем мы сконструировали из отдельных частей в единую систему (“stack”), которую можно легко установить в углу танцзала, так чтобы секции, отвечающие за определенные диапазоны, располагались на оптимальной высоте.
Каким образом в этой новой системе устранены недостатки, типичные для громкоговорителей, обычно используемых в ночных клубах?
Если под «недостатками» Вы подразумеваете скрежещущую верхнюю середину и дряблый, гулкий бас, то мы минимизировали вероятность первого и полностью исключили второй. Проблемы верхней середины обычно связаны с комбинацией нескольких факторов. Прежде всего, это применение компрессионных драйверов с большими металлическими диафрагмами и, типичный для аудио индустрии, выбор частот разделения в кроссоверах. Девяносто девять процентов этих устройств, которые мне доводилось слышать, по своей природе обладают неукротимой склонностью к всевозможным искажениям и прочим акустическим «прелестям». Если быть до конца откровенным, я считаю, что эти устройства просто непригодны для использования в громкоговорителях. Вот почему Вы не встретите ничего подобного в наших системах. Наша уникальная технология позволяет добиваться более точного воспроизведения этих частот с помощью старых добрых картонных диффузоров! Вторым источником проблемы являются не особенно грамотные инженеры, которые частенько дополнительно подчеркивают эти частоты (2,5 – 4,5 кГц), стремясь получить более «яркое» звучание, а на самом деле только усугубляют ситуацию. Теперь, что касается басового диапазона. Людям нравится эйфория, порождаемая изобилием низких частот, однако я твердо убежден в том, что количество не может заменить собой качество. Этим я хочу сказать, что звучание в диапазоне порядка двух или чуть более октав, который мы обычно обозначаем, как басовый, гораздо приятней, если акустическая энергия распределяется равномерно по всему промежутку между 30 и 130 Гц, пусть с общим умеренным уровнем, чем в тех случаях, когда у Вас закладывает уши от рева громкоговорителя, воспроизводящего одну ноту. Технологии, применяемые нами для низкочастотных излучателей, обеспечивают ровное распределение мощности по всему низкочастотному диапазону и плотность инфра/суб баса, результатом чего является по-настоящему музыкальное звучание.
Согласно утверждению на интернет-сайте Funktion One, применение эквалайзера является «излишним злом». Возникает вопрос, насколько точным является воспроизведение Dance Stack’а во всем диапазоне, с учетом корректного выбора точек разделения кроссовера и относительных уровней сигнала в частотных полосах?
Точность воспроизведения нельзя оценить однозначно, измерив уровни энергии на всех частотах. И хотя измеренная АЧХ Dance Stack’a дает результат ±3 дБ в диапазоне 35 Гц – 17 кГц, это не учитывает саму природу звука. Человеческое ухо исключительно чувствительно к первому звуку, достигающему барабанной перепонки. Да, применение устройств задержки сигнала оказывается весьма полезным для синхронизации доставки сигналов, относящихся к разным диапазонам, до уха слушателя, динамическая характеристика воспроизведения также должна быть ровной для всех компонентов системы. Если этого достичь не удается, то определенные участки частотного спектра будут восприниматься, как «отстающие» от других. Мы заботимся о том, чтобы все динамические головки в наших системах «прыгали» очень быстро и в унисон.
Является ли идеально ровная амплитудно-частотная характеристика принципиальной для достижения хорошего клубного звука?
И да, и нет, потому что хорошая динамическая характеристика и отсутствие искажений позволяют получить приятное звучание, даже с учетом неровной АЧХ. Пики, присутствующие в характеристике системы, раздражают слух гораздо больше, чем провалы. Впрочем, сказав это, я хочу подчеркнуть, что всегда лучше иметь настолько ровную АЧХ, насколько это возможно.
Системы в ночных клубах часто настраивают «под помещение», в котором они инсталлируются. Требуется ли это в каждом случае при использовании Dance Stack’a?
Да, но только в басовом диапазоне, поскольку любое помещение имеет свой набор стоячих волн. Это создает определенный перекос характеристики, который необходимо устранить.
Собственные искажения громкоговорителей редко обсуждаются даже в профессиональных публикациях. Что следует знать владельцам клубных систем по этому поводу?
Они (искажения) приносят вред людям! Они приводят к долгосрочным нарушениям слуха. Посетители не должны возвращаться из клуба домой со звоном в ушах. Если система имеет несбалансированную характеристику и искажает сигнал, она к тому же не может играть достаточно громко. Чистое, ровное звучание позволяет работать на более высоких уровнях громкости, и при этом остается приятным на слух и не причиняет вреда здоровью людей. Насколько важен «убийственный» уровень звукового давления для ночного клуба? Если Вы имеете в виду количество шума, который можно выдавить из громкоговорителя, прежде чем он «расплавится», то вопрос неуместен. На мой взгляд, гораздо важнее, насколько громким может быть звучание, прежде чем процент искажений станет бесчеловечным.
У Funktion One репутация фирмы, громкоговорители которой отличаются высокой эффективностью. Что делает Dance Stack системой более эффективной, чем обычный клубный громкоговоритель?
Серьезный вопрос. В основе всего лежит общий философский подход к достижению максимального преобразования электрической энергии в акустическую с помощью комбинации динамической головки и волновода, представляющих собой единое целое. Dance Stack привлекает внимание своим внешним видом. Было ли это первоначальной задумкой при разработке системы, или просто так получилось? Скажем так: мы воспользовались геометрическими формами, которые явились производными наших технологий. Мне доставило особое удовольствие работать над системой, не будучи стесненным соображениями минимизации габаритов или легкости транспортировки.
Я читал, что недавно разработанный Вами громкоговоритель под названием Infrabass способен воспроизводить частоты вплоть до 20 Гц. Нужен ли такой глубокий низ в ночных клубах?
Заметят ли его посетители клубов вообще? Я не уверен, что им нужны 20 Гц. Однако Вам никуда ни деться от них, если Вы пытаетесь получить достаточно хороший уровень на 35 Гц. А вот тут уже никого провести не удастся: восприятие этой частоты происходит на физическом уровне, так что даже абсолютно глухой заметит, есть она или нет! Тем не менее – хотите верьте, хотите нет — в мире выходит не так уж мало записей, на которых эти частоты присутствуют, и, к тому же, выпускается немало электроники, которая не слишком хорошо чувствует себя в этом диапазоне.
Какие еще преимущества предлагает Dance Stack для людей на танцполе?
Воспроизведение в области нижней середины сухое и четко очерченное, в среднечастотном — чистое, а в верху – прозрачное. В сочетании с плотным басом и плавной верхней серединой это дает в результате звучание, которое можно описать словом «просвещение».
Что следует знать DJ’еям о Dance Stack’e, чтобы использовать его возможности по максимуму?
Сконцентрировать свое внимание на том, чтобы коэффициент усиления не превышал 75% от максимально возможного. Не загонять индикатор уровня на микшере в красный диапазон. Слушать звук на танцполе. Для тех, кто не понимает, что я имею в виду, когда говорю о «красном диапазоне», можно привести такую аналогию. Когда Вы ведете машину, то, как правило, не вдавливаете педаль газа в пол. В противном случае, Вам далеко не уехать. Зачем же вести себя так по отношению к системе звукоусиления?
Вы занимались созданием акустических систем большую часть своей сознательной жизни. Что Вам больше всего нравиться в Вашей работе или, если угодно, в Вашем творчестве?
Я счастлив, что нам по-прежнему удается проникать на новые уровни чистоты звучания и точности передачи информации, и делиться этим опытом с другими людьми, принося им радость.
Вы утверждаете, что стремление к высокому качеству звука это стремление к чистоте, к истине. Не могли бы Вы развить эту идею? Еще один серьезный вопрос. Отвечу так: справедливость, заключенная в этом стремлении, взывает к тому чувству внутри меня, которое отвечает за выбор направления.
Dance Stack создал новый стандарт для качественного и громкого звучания в ночных клубах. Каковы дальнейшие планы Funktion One?
Мы на протяжении ряда лет экспериментировали со звуком сюрраунд и сейчас работаем над системой, в которой будет воплощен накопленный нами опыт. Мы также близки к новому прорыву с нашей технологией Axhead и продолжаем развивать тему низкочастотных громкоговорителей.
Какие-нибудь мысли на прощание?
Будьте разборчивы в отношении звука, который Вам приходится слушать, и следите за здоровьем ушей. Если Вы почувствуете в них резь или боль, воспринимайте это как предупреждение о том, что, оставаясь в этом месте, Вы нанесете своему здоровью непоправимый урон. После этого «медицинского» замечания, я бы хотел на прощание высказать пару соображений. Не было бы лучше, если бы DJ’еи всегда, когда это только возможно, находились бы в том же звуковом поле, что и посетители, а не были бы изолированы от них собственной системой? И, наконец, всякий раз, когда я сталкиваюсь с тем, что прослушивание музыки вызывает у человека негативную реакцию, мне приходят на ум слова Шекспира: «Музыка – это пища любви».